Самарская Гильдия Аудиторов Статьи Адюльтер как юридический факт в семейном праве России

Статьи

Март 13, 2012 Самарская Гильдия Аудиторов
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Законодатель не раскрывает содержания супружеских правоотношений, но лишь устанавливает в статье 31 СК РФ[1] основные начала брака: супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В отличие от современного Семейного кодекса России в четвертой главе книги первой Свода законов Российской империи «О брачном союзе» «О правах и обязанностях, от супружества возникающих» в п. п. 106, 107 устанавливается[2], что супруги должны любить друг друга. Именно любовь мужа к жене и жены к мужу является основой брачного союза. Любовь фактически становиться юридической квалификацией брака, из него вытекает, на ее основе все развивается.
Многие исследователи брачных отношений считают, что право не может вмешиваться в интимные или духовные взаимоотношения супругов, что это вторжение может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права. На наш взгляд, напротив, правовое закрепление естественных начал брака может охранить сами глубинные основы человеческого существования. Ссылка на современные плюралистические характеристики общества представляет собой лишь повод для ревизии единых представлений о браке.
Содержание брачных отношений не раскрывается правом, но право охраняет как права и обязанности, установленные законом, так и начала этического и часто религиозного характера. Содержание супружеских отношений раскрывается, на наш взгляд, через анализ естественного права[3].
Главная проблема заключается в возможности существования естественного права - «права природы» не самого по себе, а в неразрывной связи с государственно-властным, позитивным правом. Речь не идет о навязывании представлений о браке извне. Речь идет о возможности существования основ супружества из самой природы человека с законодательным регулированием, оппозиционному природе человека: браки с животными, гомогенные браки и пр. Супружеская неверность или прелюбодеяние в браке как раз разрушает его. Законодатель современной России не дает юридической квалификации данного деяния или обстоятельства. На него реагирует лишь судебная практика. Напротив, законодательство Российской Империи признавало неверность как юридический факт для расторжения брака.
Смертная казнь жёнам за супружескую измену предусматривалась Законами Ману в Древней Индии, а также законами Древнего Египта, Афин. По законам Римской республики муж, заставший жену на месте преступления, мог ее убить. «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих»[4].
Конечно, в различных религиозных системах, моральном состоянии отдельных людей может быть различная оценка собственного брака, мотивов его заключения. Однако эти субъективные вещи будут лишь особенностями среды, исторического развития и пр. Перефразируя Н.М. Коркунова, можно сказать, что наши понятия о содержании супружеских отношений образуются не только путем обобщения получаемых из опыта представлений, но и также посредством простого противоположения тому, что дает нам опыт. При наблюдении в реальной жизни за «изменчивым, разнообразным, условным правом», каковым является положительное право, мы, «путем подобной антитезы, образуем понятие неизменного, абсолютного права - права естественного»[5] или истинного содержания брака. Исторический опыт как раз и подтверждает неизменность сути отношений, основанных на любви, взаимном уважении, преданности и верности. Право также рассматривает эти категории как юридически значимые факты для развития супружеских правоотношений.
Верность можно определить как «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга или преданность кому-либо, подчинение своего поведения чьим-либо интересам[6]. Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле — заботу о супруге, подчинение своего поведения его (её) интересам. Но верным можно быть не только по отношению к людям вне правовой сферы. Корпоративные отношения, отношения подряда, доверительное управление и пр. также характеризуются определенными обязанностями, в основе которых лежит верность людям, долгу, слову и пр. В отношениях юридической ответственности правонарушитель чувствует себя обязанным дать ответ в своих действиях. Возможно, он не знает заказчика лично, но чувство долга обязывает его действовать в согласии с договором.
Для христиан брак был не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.
Исторически, признавая допустимость для своих чад вступать в брак по нормам римского права, Церковь, с одной стороны, не находила в них прямого противоречия своему догматическому учению о браке, а с другой, - считая эти нормы не выражающими полноты новозаветного учения о браке, настаивала на том, чтобы христиане, вступая в брак, который, по учению Апостола Павла, представляет таинственный образ соединения Христа с Церковью, сообразовывались с нормами христианской брачной этики.
Более того, о намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Само обручение уже порождало определенные обязанности, часто стремящиеся к брачным[7].
С регистрацией брака связано определение момента возникновения прав и обязанностей супругов. Этим моментом является день государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС. В настоящее время ни предшествующие регистрации брака помолвка или обручение, ни подача заявления о регистрации брака в ЗАГС сами по себе не порождают никаких правовых последствий. Однако, еще до брака неверность невесты со времен императора Септимия Севера (193-211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию.
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности[8].
Брачное сожительство предполагает общение на всю жизнь, создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Супруги своей волей не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, естественным правом, религиозными и иными нормами. Супруги своей волей (часто бывают случаи и подчинение своей воли внешним воздействиям и обстоятельствам: «как честный человек…») определяют лишь сам факт вступления в брачные отношения.
Нельзя сказать, что взаимная любовь и уважение не входит в юридическое содержание брака. Такие институты как товарищества, доверительное управление и пр. также зависят от них и могут быть прекращены, как только эта основа будет подорвана.
В силу того, что брак опосредует комплекс отношений, в том числе и гражданские имущественные отношения, супруги могут сами в брачном договоре придать адюльтеру значение юридического факта. Согласно п. 2 ст. 157 ГК РФ[9] договор считается совершенным под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Например, в брачном договоре супруги могут определить, что если мотивом расторжения брака будет являться недостойное поведение одного из них (супружеская измена, аморальное поведение и т.п.), то раздел имущества, нажитого во время брака, будет осуществляться исходя из режима долевой, а не совместной собственности, причем доля виновного супруга будет меньшей, чем у добросовестного.
Также и в отношениях отцовства супружеская измена получает совершенно иное, юридическое «осмысление». Пункт 1 ст. 22 СК РФ связывает возможность принятия судом решения об удовлетворении требования о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов с установлением обстоятельств, свидетельствующих о невозможности совместной жизни супругов и сохранения семьи. Статья не дает подробного перечня таких случаев, поскольку это практически невозможно. Но в практике к числу таких обстоятельств относятся, как правило, супружеская измена и др. Например, в Российской Империи адюльтер мог стать причиной запрета на повторный брак, о чем в паспорте делалась соответствующая запись.
Уголовное законодательство, например, источником возникновения аффекта как снижающего наказуемость обстоятельства признается не только противоправное (как это было в ст. 104 УК РСФСР[10]), но и аморальное поведение потерпевшего, например факт супружеской измены.
В Российской Империи прелюбодеяние, совершенное вследствие насилия или во сне, не может составить повода к разводу, так как для сего необходимо, чтобы факт прелюбодеяния был совершен сознательно и свободно, словом, чтобы он мог быть вменен в вину супругу[11].
Интересное замечание делал В.И. Добровольский: если вина супругов взаимна, то тем самым уничтожается основание к расторжению брака, ибо только в случае прелюбодеяния «одного» из супругов возможно расторжение брака[12].
Но что лежит в основе расторжения брака в силу супружеской измены: чувство оскорбления, обида обманутого супруга или что-либо иное? Не останавливаясь на субъективных обстоятельствах супружеской измены в частных случаях, следует сказать, что супружеская измена является следствием распада брачных основ, отсутствием взаимной любви. Прелюбодеяние по церковному и светскому закону представляется действием, нарушающим святость брака.
В связи с тем, что ст. ст. 92, 119 СК РФ предусматривают возможность освобождения от обязанности содержать своего супруга (бывшего супруга) или ограничения в этой обязанности определенным сроком, в предмет доказывания могут входить следующие факты: недостойное поведение в семье супруга (бывшего супруга), требующего выплаты алиментов (например, супружеская измена или другие обстоятельства).
С другой стороны, в юридической литературе длительное время велась дискуссия по вопросу учета виновного поведения в супружеских правоотношениях. Указывалось, что супружество носит сугубо личный характер взаимоотношений, поэтому невозможно и нецелесообразно учитывать вину в этих правоотношениях. Даже проявление виновного поведения друг перед другом составляет сферу их личных взаимоотношений, вмешательство в которую посторонних лиц может привести к нежелательным последствиям[13].
Следует, правда, отметить, что практика признает позорящими сведениями (то есть любую информацию, распространение которой способно нарушить честь и достоинство личности) сведения о супружеской измене. И, конечно. от субъективного восприятия потерпевшего зависит то, насколько они являются позорящими и в какой степени их разглашение способно причинить вред чести и достоинству личности.
Перед своей смертью Конфуций часто сетовал, что не сумел осуществить ту цель, которой служил всю жизнь: сделать так, чтобы счастье стало доступно всем. Он часто возвращался к этой мысли: "Если ты хочешь твердо стоять на ногах, - говорил он, - то сделай, чтобы и другой крепко стоял на ногах. Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо"[14].
Библиографический список.
1. Загоровский, А. И. Незаконнорожденные по саксонскому и французскому кодексам в связи с принципиальным решением вопроса о незаконнорожденных вообще / А. И. Загоровский. — Киев: Университетск. тип., 1879. — 199 с.
2. Загоровский, А. И. О разводе по русскому праву / А. И. Загоровский. — Харьков: Тип. М. Ф. Зильберберга, 1884. — 490 с.
3. Загоровский, А. И. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях … / А. И. Загоровский. — Одесса: Тип. Штаба Одес. воен. окр., 1892. — 373 с.
4. Загоровский, А. И. Курс семейного права / А. И. Загоровский. — Одесса: Тип. «Экономическая», 1902. — 460 с.
5. Кант И. Метафизика нравов. М.: Мир книги, 2007. – 399 с.
6. Кричевский, Г. Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской Империи (1755 - 1918) / Г. Г. Кричевский; Под ред. А. Н. Якушева. — Ставрополь: Сан-Сан, 1998. — 201 с.
7. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Авт. предисл. И. Ю. Козлихин. — науч. изд., [репринтное]. — М.: Юридический центр Пресс, 2003. — 430 с.
8. Покровский, С. П. Демидовский лицей в его прошлом и настоящем / С. П. Покровский. — Ярославль: Тип. Губ. правл., 1914. — С. 175.
9. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву / Добровольский В.И. - С.-Пб.: Тип. С.-Пб. Т-ва Печат. и Изд. дела "Труд", 1903. - 248 c.
10. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

Бортников Сергей Петрович
Доцент кафедры Гражданского процессуального и предпринимательского права юридического факультета Самарского Государственного университета, кандидат юридических наук.
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. Водников, 111а.
Телефон: (846)3328376, моб. тел. +79171075647
Электронный адрес: serg-bortnikov@yandex.ru



[1]Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
[2]См.: Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов. Книга первая. М.: «Статут», 2004.
[3]Следует, правда, сделать оговорку, что несмотря на то, что естественное право находится в поле зрения исследователей далеко не одну сотню лет, а по данной тематике написаны целые горы книг, многие вопросы, касающиеся, в том числе самого понятия, сущности и содержания естественного права, а также его форм и источников остаются в значительной своей части до сих пор открытыми, вызывающими бесчисленные споры в отечественной и зарубежной литературе, до конца не решенными (см.: Марченко Источник права.).
[4]Коран, 24:2, перевод Э. Кулиев.
[5]Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 97.С. 97
[6]http://ru.wikipedia.org/wiki/Верность. На 03.01.2010 г.
[7]Особенность заключения браков в XVII веке состояла в том, что обручения сопровождались так называемым «зарядом» - договором, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае его расторжения. Петр I в Указе от 1702 года запретил зарядные записи с неустойками и предписал совершать обручение не ранее шести недель до венчания, предоставив возможность жениху и невесте беспрепятственно отказаться в этот срок от вступления в брак. Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости обручения, и 14 декабря 1744 года императрица Елизавета восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось представлять через Синод на ее личное усмотрение.
[8]См.: основы социальной концепции РПЦ // http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html. На 03.01.2010 г.
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
[10] Уголовный кодекс РСФСР // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497.
[11]Загоровский, А. И. Курс семейного права. М.: Зерцало, 2003. С. 146.
[12] Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву / Добровольский В.И. - С.-Пб.: Тип. С.-Пб. Т-ва Печат. и Изд. дела "Труд", 1903. С. 135.
[13] Пергамент А.И. Новое в семейном законодательстве // Сов. юстиция. 1968. N 8. С. 13.
[14] Лунь юй. VI, 30 // Конфуций. Уроки мудрости. М., 2000; Конфуцианское четверокнижие (Сы Шу). М., 2004.

Возврат к списку

Контакты

загрузка карты...

г. Самара, Колхозный переулок, 2, оф. 52

+7-927-719-64-88
8 (846) 250-07-42 (тел/факс)

Подробнее...

Новые статьи

Образцы документов